г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95

(0312) 97-93-93 (факс)

Складывающаяся в Кыргызстане религиозная ситуация в значительной мере связана с повышением религиозности людей, особенно с ее субъективными сторонами, так как увеличение количества в целом верующих и последователей ислама, а также нетрадиционных западных христианских религиозных течений привело не только к интенсификации религиозных отношений, но и к изменению культурно-идентификационной структуры общества.

Что самое интересное, наряду с увеличением количества последователей нетрадиционного ислама и западных христианских течений произошел рост верующих не только в бога, но и в различные чудеса, в сверхъестественные силы и ненаучные предвидения, что делает перспективы развития религиозных отношений в республике далеко не однозначнымиi. Вместе с тем, из-за того что отмеченные нетрадиционные религии распространяют свои религиозные знания, учения и догматы среди людей путем скрытого их навязывания, религиозность населения не повышается – не растет количество глубоко верующих, как представляется многим, а происходит просто увеличение лиц, придерживающихся определенных религиозных взглядов на жизнь. Другими словами, распространением религиозных идей определенной ориентации, а не религии как таковой активно создается почва для политизации религии и включения религиозных отношений в политические процессыii.

Эти предположения подтверждаются и итогами социологического опроса населения Кыргызстана по репрезентативной выборке с объемом выборочной совокупности 800 человек, проведенного сотрудниками ИСАП КРСУ в рамках изучения проблемы обеспечения безопасности страны в условиях активизации международного терроризма и религиозного экстремизма. Среди тех опрошенных, которые относят себя к какой-либо религиозной конфессии, 81,2% считают себя мусульманами, 7,5% – православными христианами и 12,3% – приверженцами других, преимущественно новых для республики, религий и религиозных течений.

Однако при определении степени религиозности жителей республики выяснилось, что большинство опрошенных, относя себя к определенной конфессии, при этом не считают себя религиозными. Более половины респондентов, по данным опроса, не религиозны, в их числе 11,2% в целом не религиозны, 11,5% отметили, что они совершенно не религиозны, 31,2% – скорее нет и 25,3% не смогли определить меру своей религиозности. Что нужно особо отметить, так это то, что подавляющее большинство среди относящих себя к приверженцам новых (западных христианских и буддистских) религиозных течений являются представителями кыргызской национальностиiii. Доля считающих себя не религиозными среди граждан кыргызской национальности тоже гораздо больше, чем у других проживающих на территории страны восточных этносов.

Примерно такая же ситуация отмечается и в вовлеченности людей в религиозную жизнь. Каждый день совершает молитву 10,3% мусульман, 15,2% православных и 13,6% представителей других религий и религиозных течений. При этом всего 9,1% считающих себя мусульманами признались в том, что они «пять раз в день читают намаз», а 88,5% не читают намаз пять раз в день. Эти данные, полученные путем опроса, подтверждают и результаты, добытые посредством выборочного подсчета количества граждан, посещающих мечети, церкви и храмы, которые мы приводили в своих предыдущих статьях. И итоги выборочного опроса граждан, и результаты подсчета количества посещающих мечети, церкви и храмы показывают, что количество практикующих верующих в республике составляет не более 10% всех жителей, что для такой страны, как Кыргызстан, где мусульмане составляют подавляющее большинство, не так уж много. Здесь мы не берем во внимание то, что по праздникам православные в три раза больше, чем в обычные дни, ходят в храм, так как эти посещения являются просто традициями, исполнение которых больше связано с необходимостью поддержания связей со своим этносом.

Неожиданно низким оказался и уровень религиозной активности респондентов, что говорит об умеренной религиозности населения, а значит, об относительной устойчивости сложившейся в Кыргызстане религиозной ситуации. Так, на вопрос «Держите ли пост во время священного месяца Рамадан?» положительно ответили всего лишь 15,6% опрошенных мусульман, хотя среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет этот показатель выше на 4,8%. Такая же картина наблюдается и у православных жителей, образующих в республике вторую по величине религиозную общину. Среди них всего 12,2% держат посты. Что интересно, менее четверти опрошенных православных регулярно посещают богослужения, в их числе бывают там раз в неделю и чаще 3,2% опрошенных; раз в месяц – 6,9%; только по религиозным праздникам – 15,3% респондентов, ответивших на вопросы анкеты. По мнению экспертов, в последнее время происходит снижение и количества регулярно посещающих мечети мусульман. В настоящее время, по нашим подсчетам, количество посещающих мечети снизилось с 550 000 до 472 000 человек, с чем и связано требование отдельных представителей мусульманской религиозной организации страны продлить в пятницу в государственных учреждениях обеденное время на два часа. Вряд ли они понимают, что причиной снижения интереса людей к исламу являются совершаемые исламскими радикалами не только в нашей, но и в других странах мира абсолютно тупые и ничем не оправданные, дискредитирующие ислам как религию, преступления.

В этом отношении распространение среди верующих внедрившимися в традиционную мусульманскую религиозную организацию представителями радикального ислама чуждых местному населению религиозных норм поведения (обязательное ношение бороды и проведение даваата, открытие в государственных учреждениях намазканы и мн. др.), а не истинных ценностей и религиозных правил традиционного ислама ведет к снижению интереса людей к исламу. Соответственно, и к снижению религиозной активности граждан. Кроме того, это ведет к религиозной и мировоззренческой неопределенности самих верующих мусульман. Неслучайно подавляющее большинство опрошенных мусульман (80,8%) не смогли ответить, к какому направлению ислама они принадлежат. Остальными (9,2%) опрошенными мусульманами указаны совершенно разные направления ислама, к которым они принадлежат, по мировоззренческим установкам сильно отличающиеся друг от друга.

В то же время растет количество людей, которые в своей повседневной жизни часто обращаются к знахарям и ясновидящим и посещают культовые места (мазары), что является прямым результатом не только кризиса здравоохранения, образования и науки, но и снижения интереса людей к действующим в республике религиямiv. Так, по данным проведенного нами соцопроса, в настоящее время обращаются к знахарям 19,3% респондентов; ясновидящим, астрологам, гадальщикам – 8,9%; посещают культовые места – 14,5% всех опрошенных.

Постепенное снижение интереса жителей страны к исламу происходит не только потому, что многочисленные мусульманские религиозные организации, придерживающиеся значительно отличающихся друг от друга религиозных постулатов, своей скрытой идейной поддержкой религиозных экстремистов сеют в сознании людей мировоззренческий хаос, но и из-за низкой религиозной грамотности как самих граждан, так и религиозных деятелей. К примеру, на вопрос: «Читали ли Вы сами Коран?» – положительно ответили меньше одного процента (0,8%) опрошенных мусульман, а на вопрос: «Из каких источников Вы получаете религиозную информацию?» – 19,6% ответили – из книг и газет; из телевизора – 15,4%; Интернета – 5,2%; от служителей религии – 30,5%; из других источников – 9,3% респондентов. По мнению экспертов, у населения очень много претензий не только к поведению немалой части служителей религии, но и к их уровню религиозных знанийv. Это можно заметить, ведя наблюдения за тем, как те проводят разъяснительную работу при проведении религиозных мероприятий. Редко кто из них обосновывает свои утверждения точным цитированием Корана и трудов выдающихся исламских мыслителей и теологов, внесших огромный вклад в развитие ислама как религии и адаптирование его к общественным изменениям, которые происходили за последнюю тысячу лет.

Таким образом, анализ субъективных сторон религиозности населения Кыргызстана свидетельствует о том, что по показателям степени религиозности жителей и их вовлеченности в религиозную жизнь, хотя подавляющее большинство граждан исповедует ислам, кыргызстанское общество является светским. Более того, у кыргызстанского общества несравнимо толерантное отношение ко всем религиям и их представителям. Так, всего 0,4% опрошенных (большая часть которых относится к представителям деструктивных западных христианских религиозных организаций, вопреки требованиям закона занимающихся иногда скрыто, иногда открыто навязыванием людям своей религии) испытывают дискриминацию по религиозному признаку, что свидетельствует о высоком уровне религиозной терпимости жителей по отношению к людям иных верований. В то же время скрытое воздействие, направленное на политизацию религии, внедрение в традиционную мусульманскую религиозную организацию представителей радикального ислама, а также деятельность западных христианских деструктивных религиозных организаций – всё это наносит непоправимый вред истинно религиозной вере и мировоззренческой убежденности людей.

Нельзя допустить того, чтобы стерлась разница между вовлечением людей в религиозную жизнь и в политическую борьбуvi. Для этого, сообразно современным требованиям и на основе ключевых положений Корана, религиозными лидерами страны должны быть заново сформулированы веками выработанные и полностью соответствующие менталитету и истории государственности кыргызского народа принципы традиционного ислама, которые исключают вмешательство религии в государственные дела и навязывание ее людям. Принципы, в которых государство рассматривалось бы как святыня и как ниспосланный Аллахом народу дар, обосновывалась бы необходимость сотрудничества местной мусульманской религиозной организации с зарубежными религиозными центрами на равных правах, а также указывалось бы на концентрацию деятельности религиозных организаций исключительно на призыве граждан к богу и праведной жизни. И на основе этих принципов – как в больших религиях всех стран – должны быть разработаны национально ориентированные (в культурном плане) внутренние строгие правила деятельности местной мусульманской религиозной организации и поведения служителей религии и верующих.

Ислам был принят нашими предками не для того, чтобы войти в состав халифата и организовывать свою жизнь, как в средневековое время в арабских странах, а для того, чтобы иметь религию, способствующую поддержанию духовного единства народа и возможности верующим быть с богом.

 Литература:

iКрылов А. Религия в общественно-политической жизни Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. – 2006. – № 6 (48). – С. 101–108 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religiya-v-obschestvenno-politicheskoy-...

iiСаралаева Л. Актуальный разговор (28.03.2013) // URL: http://delo.kg/index.php/religiya/5641-religioznost-rastjot-a-dukhovnost...

iiiКрылов А. Религиозная ситуация в Кыргызстане. Ч. II (07.06.2006) // URL: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=6799

ivPatrickfut Patrickfut. Новые религиозные движения в Кыргызстане (30.10.2007) // URL:http://www.analitika.org/index.php/kyrgyzstan/kg-gov/8351-20071012232616188

v. Кыргызстан: религиозный фанатизм – уже реальность (05.03.2014) / К. Мурзахалилов // Бишкек – ИА «24.kg» // URL: http://arch.24.kg/community/173713-kyrgyzstan-religioznyj-fanatizm-uzhe-...

viНасетдинов Э., Эсенаманова Н. Религиозная безопасность в Кыргызской Республике. – Бишкек, 2014. – С. 27.

 

Источник: http://easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/subektivnye-storony-religioznosti-naseleniya-kyrgyzstana/11998


Поделитесь этой статьей на своей страничке в соц.сетях

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Правительство Кыргызской Республики подводит итоги 2016 года
VTEM skitter

Программу, структуру и состав Правительства КР, предложенные Сооронбаем Жээнбековым, утверждены парламентом страны
VTEM skitter

Запущен проект «М-репорт»

VTEM skitter

НИСИ КР:

Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле окупятся через 10-15 лет, тотализаторы на скачки принесут большие доходы...
Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) объявляет о наборе кандидатов на стажировку из числа студентов старших курсов, выпускников, магистрантов ВУЗов, обучающихся за пределами Кыргызской Республики.

Аналитика

Статьи

Новости НИСИ

Экспертное мнение

Новости Кыргызстана

Новости мира

Наши партнёры

 

                  

     

    

     
 

Тэги НИСИ