г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

С момента своего зарождения мировая религия ислам всегда играла важную роль в мировых процессах. За почти полторы тысячи лет существования ислама народы, входящие в состав мусульманского мира, сумели найти разумный путь органичного сочетания своих национальных культур и исламской веры, исконных традиций и развития. Благодаря этому на обширном пространстве трех частей света от Марокко до Китая, от России до Индонезии, возник уникальный этнокультурный и этноконфессиональный уклад, включающий в себя множество народов, культур и государств.

В настоящий момент мы наблюдаем процесс насильственного исчезновения этого уклада. На примере Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии и других государств видно, как руками радикальных группировок уничтожаются в течение веков органично существовавшие в этих странах различные культурные и этнические сообщества и группы. Вследствие этих непрекращающихся конфликтов мусульманский мир, к великому сожалению, уже понес колоссальные невосполнимые человеческие и культурные потери.

Совокупность внутренних проблем, начиная с усложнения социально-экономической ситуации и заканчивая деградацией системы образования, а также недопустимо низкий уровень доверия и сотрудничества между мусульманскими странами служат питательной средой для действий экстремистских организаций и распространений радикальных идей.  

В условиях глобальной геополитической конкуренции за власть, территории и ресурсы деструктивные силы искусно используют любые средства для достижения своих целей. Население мусульманских стран становится жертвами экстремистов, которые умело эксплуатируют их религиозные чувства и ценностные установки. Одним из способов разжигания конфликтов со стороны экстремистских сил является выдвигаемый ими тезис о принципиальной несовместимости исламского вероучения и национальных традиций народов мусульманской ойкумены. Невзирая на самый факт существования многоукладного и многокультурного исламского мира, на новом витке развития вышеуказанный тезис по-прежнему остается открытым.  

Настоящая статья представляет собой попытку обобщения комплементарных оснований традиционного кыргызского мировоззрения и ислама.

 

Основания традиционного кыргызского мировоззрения

Традиционное мировоззрение кыргызского народа проникнуто идеями цельности, гармонии, единства в многообразии и взаимодополнении. Сквозь призму онтологии кыргызское мироотношение является пространственно-ориентированным и отмечено широтой восприятия жизни, которое не исчерпывается одними ценностями или духовными воззрениями. Именно духовная полнота жизни в сосуществовании ценностных, идейных и деятельностных проявлений отражает тип гармоничного уклада кыргызской традиции и рождает симфоническое созвучие между человеком и окружающим миром. Идея единства в мировоззрении кыргызов понималась в гибкости законов существования и духовной открытости к новому. Универсальность проявленной гармонии нашла отражение как в  ценностном разнообразии норм и идеалов, так и в социальной организации народной жизни через развитую родоплеменную сеть и гибкие механизмы общественной соорганизации между ними. В условиях пространственного мироотношения наблюдается отсутствие единого онтологического центра, что не сформировало устойчивую политическую вертикаль и сакральность власти. Принципы социального равенства и развитые демократические механизмы общественной соорганизации опирались на глубокое чувство почитания жизни и бережного к ней отношения. Единство в многообразии форм сообщало порядку консервативный и традиционный способ развития, где любое качественное изменение требовало онтологического оседания вглубь духовного пространства и гибкой синхронизации с устоявшимися традиционными устоями. Вследствие этого осевое изменение приживалось в длительные хронологические периоды и проходило внутренний цикл цивилизационной синхронизации, вбирая в себя имманентные алгоритмы устоявшегося миропорядка. Особенность таких изменений заключалась в органичном сочетании различных духовных и деятельностных практик в духовном уложении традиции. Полицентричность кыргызского мироотношения позволяла сберегать весь имеющийся набор ценностных и практических укладов и, тем самым, вырабатывать повышенную адаптивность при взаимоотношении с окружающим миром.

 

Специфика восприятия трансцендентности в традиционном кыргызском мировоззрении

Поскольку традиционное мировоззрение кыргызов сложилось в условиях природоцентризма, то Бог, установивший порядок в космическом уложении жизни, был персонифицирован небом и не обладал отвлеченным самостоятельным образом.

Исламское представление о Боге изначально было более понятно кыргызам и формировало теологическую близость к их вероубеждениям, поскольку в исламе не разрешается объективировать бытие Бога с помощью образно-символических методик, что определило на этом уровне интеграцию духовно-ритуальных практик и молитв. Это способствовало усилению экзистенциального ощущения божественного присутствия.

 

Почитание жизни и механизмы его поддержания

Центральное место в кыргызском мировоззрении отведено самоценности жизни. Вся культура кыргызов, начиная от почитания законов природы и недопустимости их нарушения (принцип космической гармонии и установленного равновесия жизни) и заканчивая устным народным творчеством, внушает восходящий оптимизм и формирует бережное и духоборческое отношение к жизни. Формообразующим истоком в кыргызской философии являлась категория Кут, т.е. жизненной энергии и силы, повсеместно разлитой пульсирующей жизни, которая соединяла в неразрывное единство многомерность материального и духовного мира.

Поскольку важным аспектом в исламской теологии является почитание жизни в ее телесном и духовном выражении, то и исламский логос с его разработанной системой права в совершенстве отвечал мироощущению кыргызов в изначальной самоценности жизни, а также способов поддержания и простраивания правовых и социальных коммуникаций на платформе исламского права с набором общественных институтов.

 

Нормированность жизни и порядок

Особенность циклических природоцентричных систем, к каковым относились и кыргызы, состоит в предельной нормативности жизни, где норма, с одной стороны, позволяет регулировать отношения между людьми и внешним миром, а с другой, конкретизирует духовную традициюна деятельностный язык коммуникации.

В силу своей нормативно-правовой регламентированности и детализации исламский фикх (право) очень органично соединился с традиционным кыргызским правом –  адатом. Важной особенностью исламского фикха выступает строгость и жесткость наказания, что было крайне важно для прироцентричных систем, базировавшихся на идеале пульсирующей силы жизни.

 

Принцип равенства и социальные ценности

В традиционном кыргызском социуме принципы гармонии и равновесия с окружающим миром определяли весь спектр социальных отношений, включая хозяйственные и родоплеменные. Это не допускало резкой поляризации общества и обеспечивало социальную справедливость, основанную на этих принципах.

В исламе справедливость относятся к ключевым фундаментальным ценностям. Все люди признаются изначально равными друг другу, в связи с чем осуждается любая дискриминация по признакам происхождения, социального и имущественного положения.

 

Обобщение

Как показывает вышеприведенный обзор, духовное сопряжение двух культур – традиционной кыргызской и исламской – не носило стихийного и спорадического характера, а являлось выражением духовной соразмерности кыргызского мироотношения и исламской онтологии. Процесс заимствования кыргызами исламских духовных практик, равно как и норм шариата и социальных институтов, происходил по вышеуказанным принципам культурной синергии и всякий раз творчески перестраивался в соответствии с традиционным укладом жизни и согласно мировоззренческим представлениям кыргызов.  Интеграция ислама протекала в логике глубинного сопряжения онтологических основ, что сыграло важную роль в широком культурно-историческом контексте в формировании и углублении цивилизационной самобытности кыргызского народа, став ее внутренней неотъемлемой частью.

 

Заключение

История взаимодействия кыргызского народа и ислама уходит своими корнями в древность и насчитывает по разным меркам свыше тысячи лет. За прошедшие столетия исламские нормы стали интегральной частью нашей культуры.

Полицентричность кыргызской традиции определила горизонтальный характер ее интеграции с исламом.  Показательно то, что распространение ислама среди кыргызов протекало более успешно через суфийских дервишей. Суфийский толк ислама гораздо легче приживался в кыргызской среде, поскольку изначально заключал мягкость и субтильную духовность в исповедании веры, не нарушавшего устоявшийся уклад.

История показала, что органичный синтез национальной традиции и исламского вероучения может стать мощным источником цивилизационного развития и взаимного межкультурного обогащения.

В период 8 – 12 веков исламский мир был центром и локомотивом развития человечества. В истории этот отрезок времени называют «золотым веком ислама». Мусульманские народы развивали науки, искусство, философию. В Центральной Азии примером тому служит феномен Жусупа Баласагына, Махмуда Кашгари, Алишера Навои, Аль-Бируни, Аль-Фергани, Аль-Хорезми и многих других. 

В результате углубления отношений с исламом внутренняя логика месторазвития центральноазиатского региона привнесла свое духовное наполнение в исламское вероубеждение. Так, в Самарканде, духовном центре региона, возникла исламская акыда, созданная Абу Мансуром аль-Матуриди, отмеченная высокими теологическими достоинствами и глубиной религиозного опыта. Матуридитская акыда вобрала в себя ключевые ценности месторазвития нашего региона – умеренность, веротерпимость и единство в многообразии ценностей и жизненных практик –, при этом не нарушив традиционные устои миропорядка, что стало важным условием успешного ее распространения в нашем ценностном ландшафте и органического сочетания глубины исламской веры с мироощущением проживающих народов. Тогда как иные религиозные течения с более жестким и нетерпимым к разнообразию логосом не приживались, и их срок жизни был недолговечен.

По сей день историки спорят о причинах этого расцвета. Вероятнее всего, главный секрет расцвета исламского мира в прошлом заключался в нахождении путей органичного сочетания веры и национальных культур, традиций и развития, взаимоуважения и сотрудничества между разными этносами и культурами.

Доверительные и дружественные взаимоотношения с исламом необходимо развивать на основании уникальных особенностей нашей страны, которые мы достигли в условиях открытости и демократизации системы, что сформировало уникальный опыт взаимоотношения с исламом на принципах доверительного и партнерского взаимоотношения.

И сегодня будущее Кыргызстана и всего центральноазиатского региона зависит от того, насколько успешно будет найден механизм цивилизационного сопряжения местных национальных культур с исламским учением на новом витке развития.


АВТОРЫ:

Научные сотрудники НИСИ  -  Д. Мукамбетов, С. Джыбыкеев

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Мероприятия НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Внешние новости

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика