г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

 Народы – это мысли Бога.

Гердер

 Введение

Сегодня в нашем экспертном сообществе наблюдается глубокая востребованность в целостной онтологии кыргызов. Какова базовая, освобожденная от чуждых нашему мироощущению цивилизационных примесей, аутентичная система взглядов на мир, природу и человека? Каков наш путь?  На чем должен быть построен проект национального возрождения кыргызов? Такими вопросами задаются не только в экспертно-аналитическом сообществе, но и каждый соотечественник, испытавший на себе всю пограничность положения последних 25 лет.

Примечательная особенность последних лет в среде интеллигенции, активно занимающихся изучением и восстановлением кыргызской духовности, состоит в том, что проектируемая ими модель будущего строится на  чуждой кыргызскому мироощущению западно-либеральной картине мира, где предпочтительная картина мира формируется исходя из концептов опережающего развития, технологических прорывов, промышленной экономики и социально-правовых отношений, основанных на онтологии индивида, в то время как, кыргызская традиция выхолащивается до уровня социальных регулятивов, ценностных представлений о семье и коллективной ответственности за окружающий нас мир. Наша онтология переворачивается ногами вверх и из нее выпадает самое важное – кыргызское мироощущение и цивилизационная глубина нашей первозданной традиции.

 В этих условиях пока отсутствует археология знаний о первопринципах нашего бытия и не идентифицирована традиция, как многомерный гносеологический концепт о кыргызах, любое стратегирование будет все больше уводить нас от корневых основ нашей жизни и увеличивать онтологический зазор между сущностью и существованием. Не наступила ли пора перейти от адаптационных моделей выживания и всевозможных путей интеграции в глобальный порядок, к своему исконному ландшафту жизни, без утраты глубинно сообразного ему?

Национальным институтом стратегических исследований была начата работа в этом направлении в попытке внести определенный вклад в дело восстановления фундаментальной онтологии кыргызов и предлагаются вашему вниманию краткие обобщения из концепта кыргыз жараны.

 

Основная часть

Мир согласно кыргызской онтологии обладал предвечной полнотой, не был сотворен и по сути неразрушим, но порядок может быть нарушен. Порядок иерархичен, в нем были проявлены  восходящие и нисходящие силы природы, проникающие собой весь универсум. Иерархический порядок задает жесткие онтологические рамки в мироустройстве, не терпит никакого внешнего обновления и не содержит диалектических условий для саморазвития. Все уровни бытия глубоко взаимосвязаны и выражают в согласии со своим онтологическим статусом  единообразную суть проявленного космоса.  Каждый иерархический план имеет свою сравнительную завершенность, но внутренне динамичен и открыт для духовного восполнения в случае нарушения его онтологических основ.

С высшими планами этого иерархического порядка сообщалась женщина, на нее возлагалась ответственность за сохранение и восстановление тонких миров. Через женщину духовный поток тонких сил изливался в мир земной и сообщал сакральный смысл всему сущему. Отсюда вырастает особый  тип организации жизни, где связь с высшими планами бытия обеспечивалась через женщин. Жрецы, чаще всего, выполняли в культуре отрицательную функцию, к ним обращались в период бед и невзгод. Они не выполняли положительную, проектную функцию. В то время как мужчина был ответственен за земной миропорядок, в нем проявлены ментально-физические основания кыргызской онтологии с точки зрения возобновляемости естественных циклов и сохранения преемственности в традиции. Именно коллективный тип ответственности за сохранение миропорядка, но различенный согласно метафизике пола, определял предназначение человека, в соответствии с чем, выстраивалась преемственность традиций и знаний, нерушимость норм, организация социальной жизни, различенное по половому признаку воспитание, а также востребованный набор навыков и компетенций.

В кыргызской онтологии все бытие артикулировано через известное, нет ни одной категории, которая бы соотносилась с абстрактной вещью. Каждый иерархический уровень выражал определенный природный план и был с ним внутренне синкретичен. Все бытие суть вовлечено в некий цельный миропорядок, который концентрирует единую манифестационную модель, выражающуюся в нем. Поскольку устройство мира уже проявлено в своей самозавершенности, то человеку было трудно соотносить себя с феноменом нового или неизвестного. Если полнота бытия уже выражена, то она и схвачена набором известных величин, которые исчерпывают ее духовный строй и служат интерфейсом для понимания происходящего. Поток нового или неизвестного идентифицировался через набор уже имеющихся понятий и организовывался в соответствии с условиями миропорядка. В кыргызской онтологии отсутствовала проблематизация мира самого по себе, мир не содержал в себе тайны, не было постановки вопроса о сущности бытия и вещей.

У кыргызов не было морального, воздающего Бога, что не сформировало категорий греха и добродетели, не было разумного Бога, что определило бы переход от созерцательного типа мироустройства к абстрактному, Бог не обладал ни модусами своего бытия, ни набором артикулирующих Его атрибутов. Поскольку над всем довлело осознание сопричастности к предвечному миропорядку и неразрывной связи между жизнью и смертью, не приживались представления о потусторонних мирах и воздаяния после смерти. Если в авраамических религиях близость к Богу определялась через возвышение человека над природным миром, то здесь включенностью в природный порядок. Бог не ниже и не выше природного мира, Бог и есть одухотворенная природа. Бог, разоблачал себя в наличной данности, как Он есть на самом деле, Бога не следовало познавать, природа не была исполнена тайны как в авраамических культурах. Рациональность не сближала с Богом, рациональность не содержала экзистенциальной наполненности.

Проявленная полнота мира, схватывалась в сакральных нормах, которые определяли нормосообразный  тип духовной и поведенческой деятельности ориентированной на сохранении сформировавшихся традиций. Норма противостояла цели. Нормосообразным условиям мироустройства соответствовал созерцательный тип сознания кыргызов. Переход от созерцательной системы к абстрактной происходил в период нарушения сакральных норм. Только кризисные периоды провоцировали возникновение абстрактного мышления, как способа вернуть бытие в исходное нормосообразное состояние с учетом найденных  путей решений, поскольку нарушение нормы совпадало с ощущением выпадения из предвечной онтологии и  утраты космической полноты мироощущения. Прирост бытия происходил в период кризисов, когда открывался зазор для восстановления утраченной нормосообразной полноты. Поскольку тип кыргызской культуры определялся нормосообразностью, то проникновение других культур не происходило на уровне фундаментальной онтологии и  не затрагивало мироощущение кыргызов, а интеграция происходила на уровне норм и правил, которые бы обеспечивали новый набор правил для целей выживания(этой онтологической особенностью нормосообразности объясняется сосуществование разнообразия религиозных элементов, как древнеперсидских так и монотеистических в кыргызской традиции, представленных на уровне сакральных ритуалов, равно, как и способствующих адаптации в природных условиях обычаев и запретов).

Сакральной традиции кыргызов были чужды моральные системы авраамических религий построенные, либо на добродетелях всепрощения и любви, либо на богобоязненности и послушании. Моральный облик был глубоко натуралистичен и приближен к природе, которая служила образцом благости и подражания. Мораль кыргызов формировалась  из нормосообразности, что определило сосуществования контрастов в ментальных особенностях кыргызского народа, где великодушие соседствовало с жестокостью, твердая сила с эксцессами трепетной заботы о ближнем.

Поскольку мир внутренне завершен и конституирован иерархически, то это сформировало особый тип социальной организации жизни отражающей соподчиненность низшего высшему, сформировавшему институт почитания старейшин и коз-ачыков, и завершенную полноту космических сил, выразившейся в 40 племенах, отражающих 40 космических эманаций природы, пронизывающей собой всю жизнь. Каждое племя являлось носительницей определенной эманации из чего формировалось ее провиденциальное предназначение и особый тип ответственности перед народом в целом. Внутренняя метафизика образа Манаса воплотившего в себе 40 эманаций жизни в социальном преломлении к 40 племенам и на основании этого объединившего кыргызский народ. Назначение рода, в свою очередь, определялось: нерушимостью сакральных норм и традиций, преемственностью традиций и неразрывностью поколений, как продолжение неразрывности мира; формированием ценностного типа социальной коммуникации; укреплением границ человеческого измерения  и формированием ощущения самости через приобщение к памяти предков - ничто не исчезает из предвечной полноты мира.

Полнота и завершенность форм наполняли природу. Мера, взаимодействие и равновесие начал проникали собой природу. Природа не знала борьбы, в ней не было конфликта противоборствующих начал или онтологического недостатка. Эти фундаментальные принципы проникали собой весь миропорядок и формировали средовые условия в архитектурном оформлении жизни (архитектурные принципы и формы жилья и их внутреннее оформление). Эстетика предполагала завершенность линий и равновесную пропорцию природных форм, что предопределило выбор и близость к горному ландшафту  существования и не любовь к бесконечным степным пространствам, нарушающим принципы завершенности форм и ощущение космичности мира. Равновесная мера и взаимодействие можно найти во всем объеме социальной организации общества, начиная от воспитательных методик и принципов регуляция семейных, общественных отношений и, заканчивая принципами племенного деления, выборами хана и принятием политических решений.

И последнее, пробуждение пассионарности у кыргызского народа, происходило в кризисные периоды нарушения нормосообразных принципов, которые схватывали и отражали космическую полноту мира. Нарушенная космичность мира вызывала мобилизационные процессы в жизни людей и в такие периоды пробужденная народная энергия уплотнялась в выдающихся личностей и батыров, которые возникали на этом витке духовного напряжения и вокруг которых объединялся весь народ в целях восстановления нормосообразной полноты, либо для предотвращения этого онтологического надлома. Был бы возможен феномен Манаса без китайской угрозы извне? В периоды благополучия энергия равномерно рассеивалась по космической ткани народной жизни и в такие периоды утрачиваются онтологические основания для героического эксцесса народных сил. В зависимости от того, на каком уровне космической иерархии был нарушен жизненный баланс сакрального равновесия, то из этой бифуркационной точки, наступала восполняющая реакция в соответствии с различенными типами ответственности за космический порядок жизни (женщина отвечала за тонкие, духовные планы бытия, мужчина за земные, проявленные уровни). В такие периоды происходил духовный прирост жизни и онтология претерпевала обновления.

 

Заключение

Согласно примордиалистам феномен традиции присутствует у многих народов. Одним из самых важных свидетельств полноценности народа является сформировавшаяся, самобытная традиция, раскрывающая чистое присутствие Бога. Сама традиция служит проявлением в человеческом измерении божественного присутствия, наполняющего этот мир глубинным смыслом, красотой всего сущего и сакральностью происходящего.

Кыргызская традиция отличается глубокой древностью и божественным мироощущением, не утратившей связи со своей первозданной духовностью, не взирая на множество исторических испытаний, выпавших на ее долю.  Сегодня в условиях конфликта цивилизаций и усиливающейся внешней идеологической экспансии, мы стоим перед выбором, либо стать частью чужого миропроекта при этом отказавшись от кыргызского мира в содержательном смысле слова, либо принимаем на себя ответственное решение быть теми, кем мы являемся, утверждая нашу самость.

 

АВТОР: 

Научный сотрудник НИСИ   -  Д. Мукамбетов


 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Президент Сооронбай Жээнбеков

Послание по случаю дня рождения великого мыслителя, писателя гуманиста Чынгыза Айтматова.
VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика