г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

 Народы – это мысли Бога.

Гердер

 Введение

Сегодня в нашем экспертном сообществе наблюдается глубокая востребованность в целостной онтологии кыргызов. Какова базовая, освобожденная от чуждых нашему мироощущению цивилизационных примесей, аутентичная система взглядов на мир, природу и человека? Каков наш путь?  На чем должен быть построен проект национального возрождения кыргызов? Такими вопросами задаются не только в экспертно-аналитическом сообществе, но и каждый соотечественник, испытавший на себе всю пограничность положения последних 25 лет.

Примечательная особенность последних лет в среде интеллигенции, активно занимающихся изучением и восстановлением кыргызской духовности, состоит в том, что проектируемая ими модель будущего строится на  чуждой кыргызскому мироощущению западно-либеральной картине мира, где предпочтительная картина мира формируется исходя из концептов опережающего развития, технологических прорывов, промышленной экономики и социально-правовых отношений, основанных на онтологии индивида, в то время как, кыргызская традиция выхолащивается до уровня социальных регулятивов, ценностных представлений о семье и коллективной ответственности за окружающий нас мир. Наша онтология переворачивается ногами вверх и из нее выпадает самое важное – кыргызское мироощущение и цивилизационная глубина нашей первозданной традиции.

 В этих условиях пока отсутствует археология знаний о первопринципах нашего бытия и не идентифицирована традиция, как многомерный гносеологический концепт о кыргызах, любое стратегирование будет все больше уводить нас от корневых основ нашей жизни и увеличивать онтологический зазор между сущностью и существованием. Не наступила ли пора перейти от адаптационных моделей выживания и всевозможных путей интеграции в глобальный порядок, к своему исконному ландшафту жизни, без утраты глубинно сообразного ему?

Национальным институтом стратегических исследований была начата работа в этом направлении в попытке внести определенный вклад в дело восстановления фундаментальной онтологии кыргызов и предлагаются вашему вниманию краткие обобщения из концепта кыргыз жараны.

 

Основная часть

Мир согласно кыргызской онтологии обладал предвечной полнотой, не был сотворен и по сути неразрушим, но порядок может быть нарушен. Порядок иерархичен, в нем были проявлены  восходящие и нисходящие силы природы, проникающие собой весь универсум. Иерархический порядок задает жесткие онтологические рамки в мироустройстве, не терпит никакого внешнего обновления и не содержит диалектических условий для саморазвития. Все уровни бытия глубоко взаимосвязаны и выражают в согласии со своим онтологическим статусом  единообразную суть проявленного космоса.  Каждый иерархический план имеет свою сравнительную завершенность, но внутренне динамичен и открыт для духовного восполнения в случае нарушения его онтологических основ.

С высшими планами этого иерархического порядка сообщалась женщина, на нее возлагалась ответственность за сохранение и восстановление тонких миров. Через женщину духовный поток тонких сил изливался в мир земной и сообщал сакральный смысл всему сущему. Отсюда вырастает особый  тип организации жизни, где связь с высшими планами бытия обеспечивалась через женщин. Жрецы, чаще всего, выполняли в культуре отрицательную функцию, к ним обращались в период бед и невзгод. Они не выполняли положительную, проектную функцию. В то время как мужчина был ответственен за земной миропорядок, в нем проявлены ментально-физические основания кыргызской онтологии с точки зрения возобновляемости естественных циклов и сохранения преемственности в традиции. Именно коллективный тип ответственности за сохранение миропорядка, но различенный согласно метафизике пола, определял предназначение человека, в соответствии с чем, выстраивалась преемственность традиций и знаний, нерушимость норм, организация социальной жизни, различенное по половому признаку воспитание, а также востребованный набор навыков и компетенций.

В кыргызской онтологии все бытие артикулировано через известное, нет ни одной категории, которая бы соотносилась с абстрактной вещью. Каждый иерархический уровень выражал определенный природный план и был с ним внутренне синкретичен. Все бытие суть вовлечено в некий цельный миропорядок, который концентрирует единую манифестационную модель, выражающуюся в нем. Поскольку устройство мира уже проявлено в своей самозавершенности, то человеку было трудно соотносить себя с феноменом нового или неизвестного. Если полнота бытия уже выражена, то она и схвачена набором известных величин, которые исчерпывают ее духовный строй и служат интерфейсом для понимания происходящего. Поток нового или неизвестного идентифицировался через набор уже имеющихся понятий и организовывался в соответствии с условиями миропорядка. В кыргызской онтологии отсутствовала проблематизация мира самого по себе, мир не содержал в себе тайны, не было постановки вопроса о сущности бытия и вещей.

У кыргызов не было морального, воздающего Бога, что не сформировало категорий греха и добродетели, не было разумного Бога, что определило бы переход от созерцательного типа мироустройства к абстрактному, Бог не обладал ни модусами своего бытия, ни набором артикулирующих Его атрибутов. Поскольку над всем довлело осознание сопричастности к предвечному миропорядку и неразрывной связи между жизнью и смертью, не приживались представления о потусторонних мирах и воздаяния после смерти. Если в авраамических религиях близость к Богу определялась через возвышение человека над природным миром, то здесь включенностью в природный порядок. Бог не ниже и не выше природного мира, Бог и есть одухотворенная природа. Бог, разоблачал себя в наличной данности, как Он есть на самом деле, Бога не следовало познавать, природа не была исполнена тайны как в авраамических культурах. Рациональность не сближала с Богом, рациональность не содержала экзистенциальной наполненности.

Проявленная полнота мира, схватывалась в сакральных нормах, которые определяли нормосообразный  тип духовной и поведенческой деятельности ориентированной на сохранении сформировавшихся традиций. Норма противостояла цели. Нормосообразным условиям мироустройства соответствовал созерцательный тип сознания кыргызов. Переход от созерцательной системы к абстрактной происходил в период нарушения сакральных норм. Только кризисные периоды провоцировали возникновение абстрактного мышления, как способа вернуть бытие в исходное нормосообразное состояние с учетом найденных  путей решений, поскольку нарушение нормы совпадало с ощущением выпадения из предвечной онтологии и  утраты космической полноты мироощущения. Прирост бытия происходил в период кризисов, когда открывался зазор для восстановления утраченной нормосообразной полноты. Поскольку тип кыргызской культуры определялся нормосообразностью, то проникновение других культур не происходило на уровне фундаментальной онтологии и  не затрагивало мироощущение кыргызов, а интеграция происходила на уровне норм и правил, которые бы обеспечивали новый набор правил для целей выживания(этой онтологической особенностью нормосообразности объясняется сосуществование разнообразия религиозных элементов, как древнеперсидских так и монотеистических в кыргызской традиции, представленных на уровне сакральных ритуалов, равно, как и способствующих адаптации в природных условиях обычаев и запретов).

Сакральной традиции кыргызов были чужды моральные системы авраамических религий построенные, либо на добродетелях всепрощения и любви, либо на богобоязненности и послушании. Моральный облик был глубоко натуралистичен и приближен к природе, которая служила образцом благости и подражания. Мораль кыргызов формировалась  из нормосообразности, что определило сосуществования контрастов в ментальных особенностях кыргызского народа, где великодушие соседствовало с жестокостью, твердая сила с эксцессами трепетной заботы о ближнем.

Поскольку мир внутренне завершен и конституирован иерархически, то это сформировало особый тип социальной организации жизни отражающей соподчиненность низшего высшему, сформировавшему институт почитания старейшин и коз-ачыков, и завершенную полноту космических сил, выразившейся в 40 племенах, отражающих 40 космических эманаций природы, пронизывающей собой всю жизнь. Каждое племя являлось носительницей определенной эманации из чего формировалось ее провиденциальное предназначение и особый тип ответственности перед народом в целом. Внутренняя метафизика образа Манаса воплотившего в себе 40 эманаций жизни в социальном преломлении к 40 племенам и на основании этого объединившего кыргызский народ. Назначение рода, в свою очередь, определялось: нерушимостью сакральных норм и традиций, преемственностью традиций и неразрывностью поколений, как продолжение неразрывности мира; формированием ценностного типа социальной коммуникации; укреплением границ человеческого измерения  и формированием ощущения самости через приобщение к памяти предков - ничто не исчезает из предвечной полноты мира.

Полнота и завершенность форм наполняли природу. Мера, взаимодействие и равновесие начал проникали собой природу. Природа не знала борьбы, в ней не было конфликта противоборствующих начал или онтологического недостатка. Эти фундаментальные принципы проникали собой весь миропорядок и формировали средовые условия в архитектурном оформлении жизни (архитектурные принципы и формы жилья и их внутреннее оформление). Эстетика предполагала завершенность линий и равновесную пропорцию природных форм, что предопределило выбор и близость к горному ландшафту  существования и не любовь к бесконечным степным пространствам, нарушающим принципы завершенности форм и ощущение космичности мира. Равновесная мера и взаимодействие можно найти во всем объеме социальной организации общества, начиная от воспитательных методик и принципов регуляция семейных, общественных отношений и, заканчивая принципами племенного деления, выборами хана и принятием политических решений.

И последнее, пробуждение пассионарности у кыргызского народа, происходило в кризисные периоды нарушения нормосообразных принципов, которые схватывали и отражали космическую полноту мира. Нарушенная космичность мира вызывала мобилизационные процессы в жизни людей и в такие периоды пробужденная народная энергия уплотнялась в выдающихся личностей и батыров, которые возникали на этом витке духовного напряжения и вокруг которых объединялся весь народ в целях восстановления нормосообразной полноты, либо для предотвращения этого онтологического надлома. Был бы возможен феномен Манаса без китайской угрозы извне? В периоды благополучия энергия равномерно рассеивалась по космической ткани народной жизни и в такие периоды утрачиваются онтологические основания для героического эксцесса народных сил. В зависимости от того, на каком уровне космической иерархии был нарушен жизненный баланс сакрального равновесия, то из этой бифуркационной точки, наступала восполняющая реакция в соответствии с различенными типами ответственности за космический порядок жизни (женщина отвечала за тонкие, духовные планы бытия, мужчина за земные, проявленные уровни). В такие периоды происходил духовный прирост жизни и онтология претерпевала обновления.

 

Заключение

Согласно примордиалистам феномен традиции присутствует у многих народов. Одним из самых важных свидетельств полноценности народа является сформировавшаяся, самобытная традиция, раскрывающая чистое присутствие Бога. Сама традиция служит проявлением в человеческом измерении божественного присутствия, наполняющего этот мир глубинным смыслом, красотой всего сущего и сакральностью происходящего.

Кыргызская традиция отличается глубокой древностью и божественным мироощущением, не утратившей связи со своей первозданной духовностью, не взирая на множество исторических испытаний, выпавших на ее долю.  Сегодня в условиях конфликта цивилизаций и усиливающейся внешней идеологической экспансии, мы стоим перед выбором, либо стать частью чужого миропроекта при этом отказавшись от кыргызского мира в содержательном смысле слова, либо принимаем на себя ответственное решение быть теми, кем мы являемся, утверждая нашу самость.

 

Автор: научный сотрудник НИСИ КР - Д.Мукамбетов


 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

НИСИ КР

79% молодежи сдали биометрические данные и 76,5% примут участие в выборах Президента страны
VTEM skitter

НИСИ КР

74% молодежи определилась со своим выбором и ждет от будущего президента развитие экономики и борьбы с коррупцией
VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                       

     
 
Яндекс.Метрика