г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95

(0312) 97-93-93 (факс)

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества одобрены этапы и сроки формирования единой территории Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации. Для завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза разработан специальный документ, определяющий порядок зачисления и распределения между сторонами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла со дня начала функционирования ТС в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию, а также пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин в случаях и порядке, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Основу нормативно-правового регулирования зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин составляют:

- Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие);

- Протокол о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин от 19.10.2011 года;

- Правила о единых принципах ведения учета ввозных таможенных пошлин по методу начисления (Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 года № 493);

- Решение Евразийской экономической комиссии от 20.08.2013 года № 176 «О мерах, направленных на обеспечение осуществления Евразийской экономической комиссией контрольных функций в сфере зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года. Данное Соглашение входит в перечень важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС, направленных на объединение таможенных территорий сторон и завершение формирования ТС. Кроме того, в Соглашении определены понятия «ввозная таможенная пошлина», «уполномоченный орган», «санкции и штрафы за нарушения», «структура и порядок информационного обмена», «механизм разрешения споров», «механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин», установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами ТС.

Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

На сегодняшний день в основу данного механизма положен принцип: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства России в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе, при взыскании ввозных таможенных пошлин. Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:

- суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;

- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;

- суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;

- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;

- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;

- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.

Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства - члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.

В целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США.

После получения средств национальный (центральный) банк страны-получателя должен перечислить полученные средства на счета бюджета.

В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

 Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин

Банк одной (первой) стороны обязан продать банку другой (второй) стороны денежные средства в долларах США за сумму национальной валюты первой стороны, равную сумме национальной валюты первой стороны.

Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущий день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетный день, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в этот день.

Определение суммы возврата осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон.

Исключительной особенностью является возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин с единого счета уполномоченного органа Республики Казахстан: он осуществляется в отчетный день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших (зачтенных) на единый счет уполномоченного органа в день осуществления возврата.

 Норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин

Нормативы распределения ввозных таможенных пошлин (как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин)для Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан рассчитывались двумя способами:

- на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007-2008 гг.;

- исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007-2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС.

Нормативы распределения ввозных таможенных пошлин (как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин) для Кыргызской Республики и Республики Армения рассчитывались с учетом следующего:

в основу расчета нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин при присоединении к ТС и ЕЭП новых членов положен принцип «государства-члены ТС и ЕЭП как единое целое + новое государство»;

расчет производился на основе имеющихся за последние два года данных в базе «Комтрейд ООН» (для Республики Армения - 2011-2012 годы, для Кыргызской Республики – 2012-2013 годы);

нормативы распределения ввозных таможенных пошлин для государств-членов ТС и ЕЭП корректировались путем пропорционального уменьшения действующих нормативов;

при расчете использовались средние расчетные ставки ввозных таможенных пошлин на начало применяемого в расчете периода, а также учитывались пониженные по сравнению с ЕТТ размеры ставок ввозных таможенных пошлин, которые предлагаются новыми членами установить на переходный период.

Произведенный расчет объема импорта из третьих стран на основании данных статистики "Комтрейд ООН" (с поправками) позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны в следующих размерах:

ü  Республика Армения – 1,1%;

ü  Кыргызская Республика – 1,9%;

ü  Республика Беларусь – 4,70%;

ü  Республика Казахстан – 7,33%;

ü  Российская Федерация – 87,97%.

При установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин каждая сторона не должна приобретать или терять что-либо в результате внедрения механизма их расчета.

Следует отметить, что если бы расчет нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин производили только на основании статистических данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики (таблица 1), то доля республики была бы меньше, соответственно, и поступления в бюджет были бы меньше.

Таблица 1

Объемы импорта Кыргызской Республики за 2011-2014 гг.

 

2013 г.

2014 г.

Темп роста, %

вес-нетто          (тыс.тонн)

 

млн. $ США

 

Уд.вес, %

вес-нетто          (тыс.тонн)

 

млн. $ США

 

Уд.вес, %

вес-нетто  (тыс. тонн)

 

млн. $ США

Всего,

7 842,1

5 974,1

 

7 897,4

5 720,8

 

100,7

95,8

в том числе:

 

Страны ЕАЭС,

6 178,9

2 642,4

44,2

6 254,1

2 497,1

43,6

101,2

94,5

из них:

 

АРМЕНИЯ

0,2

0,9

0,03

0,0

0,2

0,01

9,3

26,3

БЕЛАРУСЬ

62,8

116,3

4,4

47,9

91,4

3,7

76,3

78,6

КАЗАХСТАН

3 725,5

551,6

20,9

3 857,0

563,4

22,6

103,5

102,1

РОССИЯ

2 390,4

1 973,6

74,7

2 349,2

1 842,1

73,8

98,3

93,3

страны СНГ, за искл. ЕАЭС

352,0

281,1

4,7

342,3

263,7

4,6

97,2

93,8

страны дальнего зарубежья

1 311,2

3 050,6

51,1

1 301,0

2 960,0

51,7

99,2

97,0

 При объеме импорта стран ЕАЭС на уровне 2014 года поступления от отчислений могут составить около 26 млрд. сом, тогда как в последние годы они составили 13, 7 млрд.сом. (таблица 2). Это свидетельствует о том, что даже при снижении уровня товарооборота стран ЕАЭС, Кыргызская Республика будет иметь определенный резерв.

Таблица 2

Поступление от импортных таможенных пошлин Кыргызской Республики

за 2010-2014 гг.

Вид платежа

2010

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Налоги на международную торговлю и внешние операции

4348,5

7 146,8

9 429,4

11 886,2

13 771,0

из них:

 

       

Таможенный платеж по единым ставкам таможенных пошлин, налогов

2860,4

4 947,2

6 900,8

8 403,8

9 549,0

Импортная таможенная пошлина

1455,7

2 192,4

2 511,6

2 636,4

3 070,1

Обмен информацией

В целях осуществления оперативной сверки данных, поступивших от уполномоченных органов сторон, а также для своевременного выявления расхождений в расчетных (платежных) документах, поступивших по электронным каналам связи в виде графической электронной копии документа, Соглашением предусмотрен обмен информацией между уполномоченными органами сторон, необходимой для реализации Соглашения, осуществляемый по согласованным в трехстороннем порядке формам в сроки.

Уполномоченный орган направляет расчетный (платежный) документ (инструкцию) с указанием даты, за которую осуществляется распределение ввозных таможенных пошлин, и суммы в национальной валюте, подлежащей распределению между бюджетами сторон в национальный (центральный) банк для дальнейшего перечисления на счета в иностранной валюте других сторон.

Схема обмена информацией между уполномоченными органами сторон

Национальный (центральный) банк стороны информирует национальные (центральные) банки двух других сторон о зачислении доли поступивших сумм ввозных таможенных пошлин в национальной валюте, подлежащей обмену по действующему официальному курсу национального (центрального) банка - эмитента используемой валюты на доллары США (за исключением ее части, зачисленной в национальный бюджет в соответствующей национальной валюте).

Национальные (центральные) банки двух сторон могут установить в договоре, что исполнение встречных обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, в том числе, не исполненных в срок, осуществляется путем перечисления национальным (центральным) банком, величина обязательства которого в долларах США превышает величину встречного обязательства в долларах США другого национального (центрального) банка, денежных средств в долларах США другому национальному (центральному) банку в сумме, равной разнице между величинами указанных встречных обязательств.

В соответствии с Соглашением, таможенные органы сторон обеспечивают применение согласованных правил, основанных на единых принципах учета ввозных таможенных пошлин по методу начисления, а также определяют единый порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.

Санкции, штрафы и механизм разрешения споров

При неперечислении или неполном перечислении денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо стороной в установленные Соглашением сроки, а также в случае непоступления информации от уполномоченного органа этой стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, она уплачивает стороне, на счета в иностранной валюте которой не поступили соответствующие денежные средства (двум другим сторонам), проценты за просрочку на всю сумму образовавшейся задолженности по ставке в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки, включая день, когда сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой стороне (двум другим сторонам).

В случае непоступления (неполного поступления) денежных средств от какой-либо стороны и отсутствия уведомления от ее уполномоченного органа об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между сторонами, уполномоченный орган стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) вправе приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте первой стороны.

Если стороной принимается решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, денежные средства, подлежащие перечислению на счет в иностранной валюте другой стороны, подлежат зачислению в доход бюджета первой стороны до отмены решения о приостановлении перечисления и обособленно учитываются в ее бюджете.

Секретариат Комиссии ТС в данном случае проводит консультации с органами исполнительной власти сторон с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме. При невозможности принять решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин какой-либо из сторон по данному вопросу проводится заседание Комиссии ТС, а в случае непринятия ею решения - заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств.

При принятии решения о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин указанные суммы не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о принятом решении, подлежат перечислению на счета в иностранной валюте сторон, которым они предназначались в соответствии с Соглашением, при этом проценты за просрочку на указанные суммы не начисляются.

Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а также суммы неисполненных национальными (центральными) банками сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.

 Контроль за реализацией Соглашения

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетная палата Российской Федерации в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами сторон положений настоящего Соглашения.

Контроль осуществляет Комиссия Таможенного союза, а ее секретариат проводит:

- мониторинг и контроль полноты поступления ввозных таможенных пошлин и их последующее распределение между государствами - членами Таможенного союза;

- статистический анализ и подготовку справочных, аналитических и информационных материалов в сфере применения вышеуказанного механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.

Комиссия Таможенного союза представляет в Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет об исполнении Соглашения.

 

Айбашева Жыпар – внешний эксперт НИСИ КР

Югай Лариса – научный сотрудник НИСИ КР


 

Поделитесь этой статьей на своей страничке в соц.сетях

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Правительство Кыргызской Республики подводит итоги 2016 года
VTEM skitter

Программу, структуру и состав Правительства КР, предложенные Сооронбаем Жээнбековым, утверждены парламентом страны
VTEM skitter

Запущен проект «М-репорт»

VTEM skitter

НИСИ КР:

Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле окупятся через 10-15 лет, тотализаторы на скачки принесут большие доходы...
Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) объявляет о наборе кандидатов на стажировку из числа студентов старших курсов, выпускников, магистрантов ВУЗов, обучающихся за пределами Кыргызской Республики.

Аналитика

Статьи

Новости НИСИ

Экспертное мнение

Новости Кыргызстана

Новости мира

Наши партнёры

 

                  

     

    

     
 

Тэги НИСИ