г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

В 2017 г. завершается срок действия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. При разработке новой стратегии необходимо учитывать не только человеческие, материальные и иные ресурсы Кыргызстана, но и его духовное и культурно-историческое наследие. 

Особое место в нем занимает эпос «Манас». Как культурный фактор, он постоянно присутствует в общественной жизни страны. Имеются памятники, посвященные главному герою, действует институт «манасчи», проводятся исследования и телепередачи, посвященные эпосу.

На государственном уровне эпос отражен в символике – гербе, флаге, государственных наградах. В своих выступлениях государственные, политические и общественные деятели страны часто обращаются к идеям «Манаса».

Вместе с тем в кыргызском обществе существует точка зрения о неактуальности и  неприменимости идей эпоса в современности. Безуспешные попытки руководства Кыргызстана выработать на его основе национальную идею в 1990-х и начале 2000-х гг. укрепили такое мнение.

На самом деле проблема заключается не в эпосе, а в разрыве между формальным и содержательным применением его идейных положений. Преимущественно используется только внешняя атрибутика «Манаса».

Существующую ситуацию с эпосом можно было бы сравнить с попыткой реставрации Советского Союза путем возвращения только советской символики без восстановления социализма, плановой системы, государственной собственности и однопартийной системы.

Чтобы выявить идейную ценность эпоса для современного Кыргызстана необходимо провести его исследование с разных позиций. Настоящая статья посвящена анализу “Манаса” с точки зрения  государственного управления и политики в целом[1].

Центральной фигурой в эпосе является батыр Манас, выступающий в роли защитника кыргызского народа от иноземных завоевателей. В прошлом кыргызы часто сталкивались с угрозами военного характера, и образ главного героя как воина долгое время оставался актуален.

Внимательное изучение текста нескольких вариантов эпоса показывает, что Манас обладал и другими, не  менее  интересными и актуальными, качествами.

Сегодня необходимо по-новому взглянуть на главного героя нашего народного эпоса, как на талантливого организатора и руководителя, и определить суть манасовского стиля управления.

В сфере государственного управления модель Манаса представляет собой эффективный синтез плюрализма и централизма. В процессе выработки и принятия политических решений допускалось свободное и равное обсуждение поставленных вопросов всеми членами кыргызских племен.

Перед возвращением кыргызов с Алтая на свою исконную родину Ала-Тоо был созван народный курултай. Манас предоставил всем участникам собрания возможность высказать свое мнение и внести предложение. Многие проголосовали за переселение, Манас учел и принял решение большинства. Желающим остаться на алтайской земле кыргызским родам была предоставлена такая возможность.

В эпосе демократичность процессов выработки и поисков решений не означает политического произвола, беззакония, отсутствия дисциплины и анархии. Вместе с институтом общенародного голосования Манас закрепил практику строгого и неукоснительного исполнения уже принятых решений, а за нарушение своих приказов наказывал виновных.

После освобождения кыргызами территории Ала-Тоо от кара-китайских захватчиков последние начали подготовку нового завоевательного похода на кыргызские земли. Хан Манас собрал общевоинский совет, на котором обсуждались меры, ответные кара-китайским приготовлениям. Были выслушаны мнения рядовых воинов, военачальников и советников. После принятия советом окончательного решения идти в превентивный, Великий, поход ханом была введена жесткая дисциплина в кыргызских войсках.

Манас обладал сильной политической волей принятия трудных и непопулярных решений. Все предпринимаемые им действия были сопряжены с большим риском, батыр не боялся брать на себя ответственность за их исполнение. Во всех битвах с кара-китаями он лично вступает в единоборство с сильнейшими  вражескими богатырями и первым вступает в бой. 

Манас, имея вспыльчивый характер, умел с достоинством воспринимать критику, признавать и исправлять свои ошибки. В этом отношении  его стиль руководства не является авторитарным или деспотическим.

В эпосе есть множество эпизодов, когда Манас выслушивает и воспринимает критику окружающих –  Джакыпа, Бакая, Алмамбета и других.

Во время сватовства Манаса к Каныкей между ними произошел конфликт. Разгневанный батыр отдал своим воинам приказ уничтожить город своего будущего тестя хана Атемира. Джакып, Бакай и другие аксакалы резко осудили такое решение своего лидера, и тот отступил. При этом признание батыром своих просчетов не уменьшило его авторитета и влияния в народе. 

В начале Великого похода Алмамбет критикует своего правителя Манаса за беспечное поведение и недооценку противника. Батыр выслушивает и принимает замечания своего советника. В итоге он высылает впереди основных сил разведывательный отряд в составе богатырей Алмамбета и Сыргака.

Вышеуказанные принципы Манаса могут быть использованы в системе государственного управления Кыргызстана. Граждане часто осуждают органы власти за невнимательное отношение к их мнению при решении политических, социально-экономических и иных вопросов. Практика совместного обсуждения и выработки властями и обществом управленческих решений повысит их качество и оперативность.

Особый интерес представляет опыт взаимодействия Манаса со своими политическими оппонентами. В эпосе в роли последних выступают родственники батыра Кёзкаманы и шестеро ханов-заговорщиков.

Кёзкаманы из зависти к славе Манаса пытались завладеть его троном. Они смогли временно захватить власть в государстве, но не смогли поделить ее и перебили друг друга.

Шестеро ханов, недовольные проводимой батыром политикой централизации, хотели ослабить его власть и добиться большей политической самостоятельности.

Манас понимал опасность внутренних конфликтов. Раскол кыргызского ханства по племенам и землям сыграл бы на руку кара-китайским завоевателям, и в итоге кыргызский народ вновь попал под иноземный гнет.

Инцидент с заговором шести ханов Манас предпочел разрешить путем переговоров и методом убеждения. Заговорщики повинились и были прощены батыром.

Этот пример из эпоса актуален для современного Кыргызстана. Действующая власть и оппозиция, государство и общество должны решать возникающие вопросы и разногласия только в рамках правового поля, не прибегать к методам, подрывающим правопорядок, конституционный строй и национальную безопасность.

В основу системы подбора кадров Манас заложил принцип меритократии. Его эпоха была временем борьбы за выживание, что задавало высокие требования к людям. В расчет не принимались этническая, религиозная, родоплеменная принадлежность, социальное происхождение и статус человека, а ценились сугубо его профессиональные и моральные качества.

Ярким тому подтверждением выступает ближайшее окружение батыра: Аджибай – кыргыз, дипломат; Алмамбет – китаец, военачальник, дипломат, судья, управленец; Бакай – кыргыз, дядя Манаса, дипломат, судья и управленец; Кёкчё – казах, военачальник и воин; Чубак – нойгут, военачальник и богатырь; Ырчы, сын Ырамана – кыргыз, талантливый певец и сказитель.

В существующей системе набора государственных служащих Кыргызстана имеют место проявления коррупции, регионализма, трайбализма, непотизма, дискриминации по этническому, религиозному и иному признаку. Это отрицательно влияет на качество работы государственных и местных органов власти и дезорганизует весь процесс государственного управления.  

Более широкое применение в реальной практике манасовского принципа меритократии повысит уровень государственного менеджмента в нашей стране. Реализация данного принципа потребует от властей политической воли в обеспечении верховенства закона и борьбе с коррупцией.

Следующей важной положительной чертой Манаса является его восприимчивость к инновациям.

Последнее иллюстрируется проведенной им военной реформой кыргызских войск.

Манас назначил изгнанного из Китая Алмамбета главой войска. Алмамбет подверг критике царившие в армии родоплеменные порядки, небрежное отношение кыргызов к военному имуществу и беспечное отношение к военной службе.

Выслушал его критику и посоветовавшись с Бакаем и Кошоем, Манас санкционировал проведение реформы, суть которой заключалась в следующем:

Во-первых, было проведено разделение кыргызского войска по видам оружия.

Во-вторых, вместо подразделения войска по родам и племенам был введен десятичный принцип (как в войсках Чингисхана).

В-третьих, была проведена ротация высших и низших чинов войска. В одном отряде оказывались представители многих племен и родов, а во главе был поставлен воин, обладающий наибольшим боевым опытом и храбростью.

В-четвертых, была ужесточена дисциплина в войске и материальная ответственность за военное имущество.

Военная реформа повысила боеспособность кыргызских войск, что позитивно сказалось во время Великого похода.

Идея реформы принадлежит Алмамбету, решение о ее проведении принимал Манас. В таких случаях Наполеон говорил: «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить».

Здесь также проявился стиль управления Манаса: он выслушивал предложение, обсуждал его со своими советниками и затем принимал решение.

Вышеуказанный эпизод показывает, что Манас не был косным консерватором. Убедившись в превосходстве военной системы своих противников кара-китаев, он без колебаний  упразднил традиционные порядки в войсках кыргызов и применил более передовой иностранный опыт. Данный подход батыр  использовал и в гражданской сфере.

После переселения с Алтая Манас встречает в Андижане покровителя земледельцев Бобо-дыйкана, который обучает батыра земледелию, хотя традиционная кочевая культура не приветствовала этого.

Наша страна может воспользоваться приведенными принципами Манаса. Кыргызстан не должен стесняться перенимать иностранные передовые достижения и опыт, которые способствуют развитию страны. Такой подход поможет своевременно провести модернизацию национальной экономики, науки и других сфер.

Манас проявил свои управленческие таланты и во внешней политике. Дипломатические качества главного героя просчитываются по его действиям.

Центральной задачей во внешней политике Манас определил обеспечение внешнего окружения, благоприятного для развития кыргызского народа и государства. Для достижения этой цели батыром применялись различные меры.

Он закреплял свои военные успехи мирными договорами или брачными союзами. Победы батыра над ханами Кайыпом и Шооруком были скреплены его браком с дочерями побежденных. Победа над афганцами также была скреплена династическим брачным договором.

Принятие Манасом ислама благотворно сказалось во время возвращения кыргызских племен в Центральную Азию. Мусульманское население этих земель поддержало своих единоверцев  кыргызов в борьбе с кара-китайскими захватчиками.

Женитьбой на Каныкей батыр обезопасил западные рубежи кыргызского государства и установил контакты с развитой земледельческой и ремесленной Бухарой.

            Во время Великого похода Манас использует взятого в плен Нескару как аргумент в переговорах с верховным кара-китайским правителем Эсеном. Кара-китаи без боя сдают Чет-Бейджин,  кыргызы избегают возможных потерь при штурме города.

            Современная внешняя политика Кыргызстана, как и манасовская, должна быть ориентирована на национальные интересы и потребности страны.      

В сумме ценность эпоса “Манаса” в сфере политики и управления состоит в следующих принципах: демократичный способ обсуждения вопросов и выработки решений, принятие решений с опорой на мнение компетентных советников, строгое исполнение принятых решений, меритократия в при подборе кадров, готовность к восприятию инноваций, ориентация в политике на общенациональные интересы.

Богатство образов Манаса и идей эпоса не ограничивается только вышеприведенными примерами.

Анализ идейной ценности «Манаса» с точки зрения управления и политики опровергает мнение о неактуальности и неприменимости эпоса. Проблема состоит в отсутствии соответствующего применения содержания этих идей.

Наша страна может творчески перетолковать и реализовать идейные активы великого эпоса. Содержательное внедрение идей “Манаса” приведет к его перерастанию из культурного феномена в общественный и политический. Социокультурные особенности должны рассматриваться как один из ключевых ресурсов для развития.

В настоящий момент многие страны мира переосмысливают свое культурное и историческое наследие и пытаются сформулировать на этой основе новые национальные модели развития. В этом отношении у Кыргызстана имеются огромные, еще пока, нереализованные возможности. 

Саламат Джыбыкеев

научный сотрудник НИСИ КР


 

Вложения:
ФайлРазмер файла:СкачиванияСоздано
Скачать этот файл (Идейные активы эпоса «Манас»  для современного Кыргызстана..pdf)Идейные активы эпоса «Манас» для современного Кыргызстана..pdf372 kB1562016-09-12 11:18

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Президент Сооронбай Жээнбеков

Послание по случаю дня рождения великого мыслителя, писателя гуманиста Чынгыза Айтматова.
VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика